Важно помнить, что соблюдение режима труда и отдыха является неотъемлемой частью безопасности на дорогах. Для удобства и точного учета времени работы и отдыха Вы можете обратиться в ГЛОНАСС 35. Мы установим специальную программу, которая автоматически рассчитает все необходимые параметры и поможет следить за соответствием нормам.
Основные понятия, которые определяют нормы по законодательству:
Рабочее время
- управление транспортным средством;
- работы, не связанные с управлением транспортным средством (медицинские осмотры, контроль перед поездкой, погрузка/разгрузка, перерывы и другие).
- специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем.
Время отдыха и перерывов
- перерывы для отдыха и приема пищи в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (межсменный) непрерывный отдых;
- недельный отдых;
- время между отдельными частями рабочего дня.
Специальный перерыв для отдыха от управления
- этот перерыв входит в состав рабочего времени и оплачивается.
- водитель должен отдыхать от управления в это время.
- может быть проведен в удобном для водителя месте, не связанном с управлением транспортным средством.
Нормы для водителей с графиком 5/2
Рабочее время
- до 10 часов в день
- не более 40 часов в неделю.
Время управления — не более 9 часов
Допускается 2 раза в календарную неделю увеличить время управления до 10 часов.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется путем деления рабочих часов за всю неделю на количество рабочих дней.
Рабочая неделя считается с понедельника 00:00 часов до воскресенья 24:00 часов.
ПРИМЕР:
График 5/2.
Режим работы с 08:00 до 17:00, перерыв на обед с 12:00 до 13:00.
Продолжительность ежедневной работы (смены) составит 8 часов.
Отдых
Перерыв на отдых и обед от 30 минут до 2 часов.
Ежедневный отдых — не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
ПРИМЕР:
График 5/2 с 08:00 до 17:00.
Перерыв для отдыха и питания с 12:00 до 13:00.
Продолжительность ежедневной работы составит 8 часов, значит отдых должен быть в два раза больше, то есть 16 часов. С 17:00 до 08:00 получаем 15 часов + 1 час перерыв на обед.
Итого получаем 16 часов.
Еженедельный отдых не менее 45 часов.
Начинается не позднее шестого ежедневного периода (шестой смены), наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Исключение: можно сократить 45 часов отдыха до 24 часов один раз в течение двух подряд календарных недель.
Отработали 6 дней, сутки отдохнули, вышли ещё на 6 дней, но теперь придётся отдыхать не менее 45 часов.
Специальный перерыв
Нормы по нему одинаковы для стандартного и суммированного учета. Поэтому про него будет рассказано ниже.
Нормы при суммированном учете 2/2
Рабочее время
Ежедневная работа (смена) водителей не должна превышать 10 часов.
ПРИМЕР:
График 2/2. Режим работы с 08:00 до 19:00, перерыв на обед с 13:00 до 14:00, продолжительность ежедневной работы (смены) составит 10 часов.
Время работы водителя не ограничивается 40 часами в неделю.
За основу берется другой период (допустим, месяц) и контролируется количество часов за это время.
ПРИМЕР:
В июле 176 рабочих часов.
При планировании работы, можно гибко настроить работу водителей.
В первую неделю учетного периода отработать 50 часов, а во вторую неделю только 20 часов. Дальше, в зависимости от производственной необходимости.
Отдых
Ежедневный отдых не менее 11 часов, которые необходимо использовать до завершения ежедневного периода (24 часа с начала работы).
ПРИМЕР:
С начала работы у нас есть 24 часа, последние 11 из которых водитель должен отдыхать.
24-11=13 часов. То есть начав работу в 07:00 уйти на отдых мы можем не позднее чем в 20:00 (7+13).
Ежедневный отдых тогда составит требуемые не менее 11 часов (с 20:00 до 07:00).
Допускается уменьшение времени ежедневного отдыха до 9 часов.
Сокращать разрешается не более трех раз между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего.
Специальные перерывы
Одинаково рассчитываются в обоих графиках.
Согласно Пункту 13 Приказа №424 специальный перерыв:
- через каждые 4 часа 30 минут непрерывного управления,
- длительность не менее 45 минут в смену,
- может быть разделен на несколько частей. Их сумма должна быть 45 минут, а первая часть не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут.
Спецперерывы для водителей автобусов городского и пригородного сообщения
Перерыв может быть разделен на несколько частей продолжительностью не менее 10 минут. Т.е. 45 минут спецперерыва можно «собрать» из отрезков по 10 минут.
ПРИМЕР:
Вы проехали 30 минут – отдых 10 минут, проехали 30 минут – перерыв 15 минут, проехали 1 час – отдых 11 минут, проехали 1 час – перерыв 15 минут.
Итого время управления составило 3 часа, отдых составил 51 минуту (не менее 45 минут), счетчик управления «обнулился», можно вновь управлять 4 часа 30 минут.